От редакции: расшифровали для вас очень важный вебинар Анны Линнден. Сейчас все больше компаний приходят к необходимости выстраивания внутренней редакции. Это дает возможность работать с большими объемами контента, заниматься контент-маркетингом и таким образом продвигать свой бренд. Для того, чтобы начать работу с блогом нужно понимать, как именно происходит процесс — от задумки до публикации. Опыт Анны поможет аккуратно обойти грабли на пути к сильной, дружной и продуктивной редакции.
Это обширная тема. Поэтому я разбила всю постановку контента на поток на 7 шагов, которые надо пройти, чтобы заработало.
Зачем вам тексты? Цели проекта
Начните с вопроса «Зачем вам тексты?». И прежде чем двигаться дальше, к созданию контента, четко ответьте на этот вопрос.
Надеюсь, мой читатель, что ты так не ответил
Часто слышу и такие ответы на этот вопрос: «Сейчас в моде инфографика, и нам она просто позарез необходима, давайте мы ее нарисуем» или «Все сейчас пошли в YouTube/Instagram, нам тоже обязательно надо туда пойти. Мы не будем задумываться над тем, надо это нам или нет. Так все делают. Особенно наши конкуренты. Мы не хотим быть хуже, чем они».
Второй вариант: «Мы зачем-то сделали сайт, не знаем зачем. Потому что нам сказали, что у всех обязательно должен быть сайт. Мы сделали этот сайт, но он сейчас пустой. Давайте чем-нибудь его наполним. Посмотрим, что есть у конкурентов, и что-нибудь туда уложим (какие-то тексты, инфографику, какой-нибудь ролик зальем), и все будет хорошо».
Еще мы хотим рассказывать о том, какие мы классные, все нас обязательно полюбят, просто когда мы будем рассказывать, какие мы классные.
И самое болезненное и самое страшное – это: «Мы сейчас напишем статью. Где-нибудь ее опубликуем. К нам немедленно прибежит 1 000 клиентов. Все обязательно захотят с нами работать и заплатят нам любые деньги».
Так вот, если вы так думаете – так не будет. Возможно, вам действительно очень сильно повезет. Но если говорить о постановке контента на поток, то так не будет точно.
А вот это разумные правильные причины для того, чтобы начать создавать контент на сайте
Когда вы подумали, проанализировали бизнес, ситуацию, которая у вас сложилась, и уже пришли к какому-то выводу, только тогда вы понимаете, для чего вам нужны статьи, инфографики, видеоролики и т. д.
Допустим, у вас мало посетителей на сайте. Вам бы хотелось, чтобы люди заходили почаще и покупали хоть что-то. Это один вариант, когда нам нужно делать упор на продвижение в перспективе и на SEO-контент.
Другой вариант – если ваша компания малоизвестна. Допустим, у вас очень хороший бизнес в одном городе, в другом о нем не знают вообще. Либо вы выпускаете какой-то новый продукт. Соответственно, об этом нужно людям рассказать. Это уже немного другой формат и другой контент.
Третий вариант – это когда у вас сложная услуга, и нужно ориентироваться не на профессионалов, которые о ней и так знают, а на людей, которые еще не разобрались.
Возьмем для примера продажу инвестиционных пакетов.
Задача: расширить рынок и привлечь даже тех клиентов, которые не разбираются в инвестициях.
Препятствия в реализации задачи: страх потерять деньги и предубеждение, что вопрос инвестирования средств сложный.
Решение: объяснить, как работает услуга на уровне потребителя, чтобы человек смог понять, что это такое, и не боялся.
Следующий вариант – если компании не доверяют. В этом случае вы можете написать хоть тонну экспертных статей, но если вас ненавидят, если о вас везде плохие отзывы, если сотрудники рассказывают о том, как плохо у вас работать, если клиенты пишут, что у вас продукт плохой, вы экспертными статьями абсолютно не поможете своей репутации.
Если клиентам не нравятся цены, вы можете написать самую распрекрасную статью, разместить ее на очень плохо сверстанном сайте ужасного качества или в плохо оформленном аккаунте в соцсети, люди посмотрят на это и подумают: «Они продают какой-то дорогой, люксовый, крутой товар, а сайт выглядит так, будто его делали в 2006 году на коленке какие-то студенты. Мне не нравится». И вы опять не спасете ситуацию контентом.
Еще один вариант – когда люди долго принимают решение о покупке. В некоторых сферах цикл совершения сделки – от нескольких месяцев до нескольких лет. Здесь важен не только экспертный контент, но и регулярность публикаций. Хорошо сделать акцент на том, что будет после сделки, когда вы воспользуетесь товаром/услугой. Хороший пример такой ниши – программное обеспечение, предполагающее глобальное изменение бизнес-процессов компании. Потенциальный покупатель скорее всего придет 5-10 раз на ваш сайт, будет смотреть, читать о вас в разных источниках. Убедить таких читателей легче, если ваши публикации можно будет встретить на разных экспертных площадках.
Так вот, когда вы начинаете работу над контентом, ответьте себе на вопрос: «Чтобы что?» (по второй схеме, не по первой). Не для того, чтобы мы не отличались от наших конкурентов количеством статей на нашем сайте. И когда вы ответите на этот вопрос, вы сможете решить:
На что делаем акцент?
Я видела ситуации, когда человек делал сайт, а служебные страницы (оплата, доставка, как заказать – эти все моменты, которые нужно знать клиенту интернет-магазина) не были заполнены. Посетитель не понимал, платить ли ему онлайн или курьеру наличными, как и куда доставляется товар. Но раз сайт сделан, то хочется быстро провести рекламную кампанию, чтобы начать получать прибыль.
Хороший копирайтер и контент-маркетолог разъяснят заказчику, что прежде чем продвигаться, нужно подготовить веб-площадку для рекламы. Иначе можно просто слить рекламный бюджет.
Прежде чем делать свой аккаунт в соцсетях, нужно подумать, какая из них больше подойдет для вашего бизнеса, где ваша целевая аудитория.
Экспертный контент в вашем блоге и на внешних площадках. Если у вас сложные товары, то такой контент должен содержать описание опыта пользователя, подробные инструкции. Распространить информацию о вашем продукте помогут гостевые публикации на тех площадках, где есть большой процент вашей целевой аудитории. Очень хорошо в таких случаях проводить вебинары и прямые эфиры в соцсетях.
Подготовка SEO-текстов нужна, если вы хотите привлечь больше органики, делать продажи через рассылки и т. д.
Когда вы ответили себе на вопрос, что именно вам нужно, вы поймете, на каком контенте делать акцент. Это не значит, что вы будете создавать только этот контент. Но если вы поймете, что вам нужно настроить систему рассылок или ведение постов в определенных соцсетях, а может, захотите регулярно выходить с гостевыми публикациями в каких-нибудь блогах или на других внешних площадках, вы уже будете знать, какому контенту уделять больше внимания. А главное – вы поймете, что должен знать автор, который будет для вас этот контент делать.
Какой автор подойдет для вашего проекта?
Нужно ли автору:
Эти вопросы вы должны задавать себе сами, потому что кроме вас ваш бизнес никто не знает по-настоящему глубоко. Вы понимаете, как вам двигаться дальше, в чем слабые и сильные стороны вашего продукта (проекта). Если у вас легкая тематика, вы просто можете объяснить все, что нужно, и автору не обязательно глубоко разбираться в теме. Но если тема сложная, продукт специфический, тут не обойтись без вашей экспертизы. Следовательно, вам придется организовать обучение автора и взаимодействие с ним.
Должен ли автор иметь профильное образование? Конечно, можно нанять людей для написания текстов в сфере финансов, юриспруденции или медицины. Скорее всего, вы получите дешевые, страшненькие SEO-тексты с грубыми ошибками. И таким образом рискуете очень серьезно себя подставить и испортить свою репутацию. Поэтому в некоторых сферах автору необходимо иметь профильное образование для того, чтобы писать на эту тему.
Должен ли человек писать текст в нужной вам стилистике и говорить с читателями на одном языке? Это особенно важно для каких-нибудь люксовых товаров, стильных, модных, молодежных. Либо у вас настольные игры для гиков, и автор должен знать терминологию, спокойно и свободно общаться с людьми на форумах, в соцсетях и т. д. Чтобы все поняли, что он разговаривает с ними на одном языке и, соответственно, адресует свое сообщение именно им.
Ответив на эти вопросы, вы будете уже знать, какого именно автора или редактора вы хотите найти.
База для производства контента
Редполитика
Если у вас нет редактора или вы не работаете с агентством, то редполитику нужно сделать самому. Есть тысячи хороших шаблонов, но может случиться так, что ни один из них вам не подойдет. Поэтому для начала лучше всего объяснить, что у вас за бизнес, чем вы занимаетесь, что предлагаете. Дальше важно задать редакционную стандартную манеру общения. Очертить то, что допустимо, а что – уже нет. Как вы будете общаться (тон голоса вашего бренда): вежливо и сдержанно или по-дружески, а может, в тоне заботливой тетушки. Редполитика важна и для SMM, тон голоса должен быть одинаковым на сайте, в блоге, рассылках и соцсетях.
Укажите, за что отвечает автор, а что в компетенции редактора. Обычно на редактора валят все, т. е. он полностью отвечает за выпуск текста, и если автор сделал что-то не так, редактору приходится все переписывать с нуля. Такое тоже бывает.
В редполитике можно указать, какие тексты вы считаете хорошими и почему. Авторы могут меняться, но всем им будет легче понять, как писать, и это понимание ускорит процесс создания текстов. К тому же редполитика избавит вас от необходимости объяснять одно и то же несколько раз.
Хорошо, если вы дадите ссылку на файлик, где определены правила оплаты и работы с текстами. Как вы переводите деньги, куда, как часто, на каком этапе (во время согласования или уже после публикации) и т. д.
В идеале документ удобный, не слишком большой, с активным меню, чтобы можно было быстро найти нужный момент. После ознакомления с редполитикой автор должен понять, хочет ли он работать с вами, какие у вас требования, какой тон голоса для контента, как он будет взаимодействовать с редакторами и экспертами бренда.
Обучение: в случае сложных продуктов и услуг
Важно не убить желание работать на вас, предоставив огромные талмуды с материалами. Если для того, чтобы писать тексты, нужно три недели читать инструкции, то автор просто убежит. Потому что, возможно, вы с ним не сойдетесь по стилистике или по каким-то другим вопросам.
На этапе обучения делитесь шаблонами, личными наработками и лайфхаками. Проговаривайте важные моменты. Вы можете проводить Skype call перед каждой статьей, что-то демонстрировать, отвечать на вопросы. Таким образом идет процесс обучения. Со временем вы сформируете команду авторов, которая будет знать все. И даже сможете делегировать процесс обучения новеньких.
Формирование общих правил работы
Регламент – свод правил о процессах работы. В регламентах должно быть четко описано, кто за что отвечает, в каком формате, кто кому ставит задачи и как он взаимодействует с другими специалистами. Важно отметить, кто кого заменяет, описать весь процесс создания единицы контента – от идеи до публикации (какие-то процессы могут идти параллельно, например, написание текста и подбор иллюстраций по теме). Это не значит, что нужно описывать каждый чих, каждое движение. Но новый человек в команде четко должен знать все свои обязанности, где взять информацию, кто может давать ему указания, а кто нет, кому задавать вопросы.
Некоторые люди оправдывают отсутствием регламентов непрофессионализм, лень и нежелание выполнять свои непосредственные трудовые обязанности. Так вот, если человеку нужен регламент на каждое действие, от него лучше избавиться на старте.
В идеале регламент создается один раз. Единственное, он может потом немного допиливаться. Если у вас будут меняться авторы на проекте, каждому из них вы сможете показывать этот документ, чтобы человек быстро разобрался сам, какому дизайнеру написать, если нужно нарисовать для статьи инфографику, кто проверяет текст, как нужно поставить задачу в Trello (или другом планировщике), по какому алгоритму вы работаете.
Где хранить википедию для вашего проекта
Как собрать команду авторов?
Вот теперь, когда у вас есть база, пришло понимание того, что вы хотите делать и какой автор вам нужен. Пора формировать команду. По сути, это будут не только авторы, но и дизайнер, корректоры, контент-менеджеры, SEO-специалисты.
Но пока поговорим пока только об авторах.
Сначала формируйте список требований к кандидатам:
-
Обязательно ли вам искать автора с высшим образованием?
-
Нужен ли опыт работы с определенной тематикой?
-
Потребуете ли вы примеры работ в этой тематике?
-
Должен ли автор уметь хорошо писать подводки для соцсетей, письма для рассылок?
Отдельно рассмотрите вопрос оплаты. Если вам неудобно платить фрилансеру, у которого не оформлен ФОП (ИП), если затруднительно переводить деньги в другую страну, потому что потом сложно отчитываться перед налоговой, то лучше решить это сразу.
Список требований – основа для вакансии и фильтр для отсева. А если вам пытается написать тот человек, который вам не подходит, потому он не замечает какие-то требования, то сразу понятно, что этот человек невнимательный.
Где искать авторов для вашей команды?
Очень страшный ответ: на биржах. Один из моих клиентов так и нашел меня – по старому аккаунту на fl.ru. Посмотрите сайты-визитки редакторов, копирайтеров. Возможно, там вы найдете что-то интересное. Заодно посмотрите, как человек пишет, когда у него нет строгого технического задания, когда он пишет для себя, в удовольствие.
Мониторьте профессиональные аккаунты и группы в соцсетях. Можете написать пост в специализированную группу, и найдется много желающих поработать с вами.
Посмотрите статьи в профильных источниках. Если хорошая статья подписана именем владельца компании или специалиста, то вам не повезло. Но бывает, что указан автор, и статья классная. Тогда выдвигаем гипотезу, что если на этой площадке есть такая статья, то можно обратиться к этому человеку и завербовать его. Но здесь важно помнить, что статьи на таких площадках, в отличие от копирайтерских блогов, подвергаются редактуре. И возможно, то, что вы видите перед собой – это заслуга не автора, а редактора, который переписал половину статьи, чтобы ее можно было читать.
Также можно посмотреть презентацию учеников, которые прошли курсы по обучению всему на свете (SMM, копирайтинга и т. д.). Там ученики подробно о себе рассказывают. Можно также погуглить и найти информацию о таких людях, и уже среди них выбирать тех, кто вам потенциально подходит.
Так вы сможете сформировать большую таблицу, в которой будет основная информация об авторах: ФИО, ссылка на блог или соцсеть (или то и другое сразу), контактные данные и информация, которую вам удалось об этом человеке узнать, в том числе в ходе переписки с ним. То есть на какие темы он лучше пишет, хочет он писать для социальных сетей или для блога, есть ли у него выход на какие-то площадки и т. д. Вы получите очень удобный классный файл. На второй страничке этого файла вы сможете публиковать черный список авторов, довольно печальный, когда с первой странички вы будете переносить на вторую людей, которые вам не подошли категорически, особенно тех, кто срывает дедлайны и совершает другие ошибки.
Проведите опрос
Для того, чтобы проверить, подходит вам автор или нет, еще до общения с ним, особенно, если у вас крупный массовый отбор, вы можете добавить анкету. Сделать ее можно с помощью инструментов Google, это легко и быстро. В анкете запросите имя, контакты, проверьте соответствие важных критериев по вакансии, запросите примеры работ (просто, чтобы человек ссылки прислал). Можно дать какое-нибудь простейшее ТЗ на выбор (3-4 темы, написать текст размером, допустим, 400-500 знаков – что-то совсем небольшое, чтобы человеку не приходилось тратить много времени, но чтобы вы уже увидели, есть ли там ошибки, насколько внятно человек излагает свои мысли). Очень важный момент – проверьте уникальность текстов, которые вам будут присылать. Потому что, допустим, вы формулируете простой вопрос. Человек гуглит, находит ответ, делает copy-paste и вставляет его в вашу анкету. И вот вы получили готовое ТЗ, но только человек к нему руку толком и не прикладывал.
Также можете в анкету добавить пункты пожелания по оплате и графику работы, потому что есть люди, которые горят желанием с вами работать, но не могут писать больше одной статьи в неделю или даже в две недели. Такие моменты лучше уточнить сразу.
Добавьте тест на адекватность. Есть люди, у которых спрашиваешь «Какие ваши преимущества?» Человек отвечает: «Я внимательный, ответственный, сосредоточенный, прекрасно концентрируюсь». А потом, получив задание «Выберите, пожалуйста, одно ТЗ из пяти и напишите текст объемом 400 знаков», он пишет вам по 1 предложению во всех 5. Был случай, когда такой «внимательный, ответственный и сосредоточенный» написал что-то типа: «Ой, простите, я не заметил, я везде заполнил, а теперь мне лень стирать».
Так вы можете выяснить, что люди абсолютно не видят даже жирным шрифтом написанную фразу «Не отправляйте резюме, а просто заполните анкету». Они могут не увидеть крупным выделенную фразу «Пожалуйста, не добавляйте сюда ваш текст, а просто дайте ссылку». Работать ли дальше с таким человеком? Ответ очевиден.
На что еще пристально смотреть?
При просмотре портфолио будьте очень осторожны, потому что тексты кандидата могут быть тщательно проработаны редакторами. Следите за манерой общения человека, потому что в том, как автор с вами разговаривает, может быть заложено очень многое. Особенно, если его манера общения, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Следите за скоростью ответа, потому что есть люди, которые не отвечают 4-5 дней, а потом прибегают и говорят: «Я все это время не проверял почту, извините. И не потому, что я был в отпуске, и не потому что был какой-то форс-мажор, а просто так». Это сразу снимает вопрос, как он будет работать на вашем проекте и насколько быстро будет вам отвечать, когда он позарез нужен.
Конечно же, проверяйте грамотность и привычку человека проверять за собой письмо, анкету и т. д. Если вы видите, что в сообщении есть какие-то грубые ошибки, опечатки, особенно, если это еще и в анкете, а не просто в каком-то сообщении в мессенджере и по почте, это означает, что у человека есть привычка писать и как можно быстрее отправлять. Когда вы с ним начнете работать по текстам, сможете сами увидеть, что, скорее всего, эта привычка портит его тексты, так как у человека не выработан навык проверки собственной работы.
Также смотрите на обещания. Если человек рассказывает вам, что он в первую неделю приведет к вам 500 людей, которые сразу же станут клиентами, будьте очень осторожны с этим, потому что подобные обещания дают либо неспециалисты, либо люди, очень сильно в себе уверенные.
Бонус: что делать, если бюджет мал
Что делать, если у вас денег настолько мало, что не только на редактора не хватает, но еще, в принципе, на автора с планкой «повыше»? Это на самом деле нормальная ситуация. Во-первых, скажите об этом прямо и без агрессии, в том числе и без пассивной агрессии. Не надо рассказывать о том, как все плохо, и о том, что вы только поднимаетесь, о том, как душат бизнес. Ни в коем случае не стройте из себя начальника и не рассказывайте, как обычно пишут: «Вот у меня денег столько, ко мне сейчас прибежит 150 новичков. А те, кого не устраивает, идите мимо, вы мне здесь не нужны». Попробуйте рассказать, что вы можете дать кроме денег.
Возможно, вы готовы обучать новичков, редактировать тексты и принимать даже не очень качественные работы. Или вы готовы оказать помощь человеку в работе, порекомендовать его кому-то из своих клиентов или партнеров по бизнесу, и они смогут тоже заказать эти услуги. Может быть, вы готовы поучаствовать в создании кейса для кандидата в авторы, где он сможет рассказать: «Вот какой крутой контент я делал для вот этого товарища, пруф метрики, вы видите отличный результат». Возможно, вы предоставите данные для тестирования каких-то гипотез, например, в рассылке и т. д. Это все поможет немного компенсировать недостаток денег, а также сразу снизит вашу планку ожиданий по отношению к тексту, который вы получите.
Как сделать контент-план
О полезности. Если ваш план не делает работу проще, в нем нет смысла. Он должен быть гибким и простым в использовании, не отнимать много времени.
О гибкости. Речь о том, что вы можете поменять план без проблем, добавить какие-то дополнительные столбцы или пометки цветом.
Контент-план обязательно должен быть понятен всем участникам процесса, которые им пользуются (дедлайны, сроки итераций, дата выхода статьи или колонки, и т. д.).
Актуальность очень важна. На века составленные планы не работают, потому что жизнь вносит коррективы – болезни авторов, важные события, которые надо осветить в первую очередь. План должен быть заточенным персонально под ваш проект.
Примеры и шаблоны контент-планов
Я написала статью, где рассказывала не только о том, какими должны быть контент-планы, но и о том, как их составить. Писала также, какими могут быть шаблоны, добавила картинок и ссылку на файл, где собрала некоторые примеры контент-планов, с которыми я работала раньше и работаю сейчас. Естественно, там все данные почищены, но вот эти шаблоны вы можете использовать в своей работе. Естественно, вы выбираете тот, который вам больше подходит.
Как ставить четкое техническое задание
-
Что? Укажите тему, подчеркните, что это не окончательный заголовок, а просто тема. Дальше тип контента: статья – и для какой именно площадки, какие у нее требования; пост – для какой соцсети; текст для письма – в какую именно рассылку он пойдет.
-
Для кого пишем. Кто тот читатель, который будет знакомиться с нашим материалом, в чем его цель, для чего он будет читать этот материал. То есть, допустим, мы пишем поверхностно про трудовые книжки, следовательно, человек хочет собрать полный список информации по трудовым книжкам, чтобы использовать его в ежедневной работе по кадровому делопроизводству, например.
-
Наша цель. Например, рассказать о новом продукте, особенности услуги, написать репутационный контент. Это значит – прописать четко цель и за счет чего она будет достигаться. То есть в чем наша цель и как мы ее будем реализовывать, с помощью чего. Может быть, мы поставим ссылку на какой-то товар или на наш сайт и т. д.
-
Где опубликуем.
-
Дата дедлайна.
-
И другие важные моменты, которые вы считаете нужным отразить.
Что можно указать в ТЗ
Хорошо работают ссылки на тексты по теме (конкретно по этой теме, не просто по редполитике), которые вам нравятся, с объяснением того, что именно вам нравится. Потому что бывают ситуации, когда скидывают ссылки и говорят: «Боже мой, посмотрите, какой классный текст». Автор читает и недоумевает: там такая статья бездарная, так все плохо, логика нарушена, картинки страшные, сверстано жутко. Непонятно, что человек в ней нашел. Потом оказывается, что заказчику нравится, как там заголовок оформлен. Какие-то такие моменты, чтобы автор уже понял, что нужно опираться на этот шаблон – эту статью, потому что заказчик считает ее идеальной. Этот момент лучше проговорить сразу.
Также вы можете указать дополнительные материалы для изучения.
Отличные статьи в тему:
30 форматов контента для блога компании
Как НЕ надо делать контент-матрицу: основные ошибки
Как найти дополнительные темы для контент-матрицы и не только
Как и когда маркетологу и владельцу интернет-магазина оценивать эффективность контент-маркетинга
13 заблуждений о контент-маркетинге и текстах
Редактируем с терпением
Если пишем статью: начните с плана
Есть авторы, которые будут вам рассказывать, что они никогда не составляют планы. По моему опыту, такие авторы сдают текст, который не нуждается в многочасовой редактуре, где-то 1 раз из 20. Нужен не план, а костяк структуры большой статьи, где будут обозначены основные гипотезы, факты, которые автор планирует использовать, тезисы. Вы сможете проверить правильность фактов и логичность структуры, выявить несостыковки, ошибки на этапе подготовки к написанию статьи. Вот такой подробный план позволит вам впоследствии избежать огромных трат времени.
Что еще проверяет редактор на этом этапе? Соответствие структуры теме, которая заявлена. Позволит ли эта статья добиться того, чего вы хотите? Даст ли она достаточно материалов читателю, чтобы он понял все, что хотел понять при прочтении. Если вы видите, что в структуре есть блоки, которые ну явно мимо темы, лучше их убрать, чтобы автор этого не писал.
Не бойтесь переделывать план. Объясняйте авторам, почему неправильно и зачем нужны изменения. Тогда вы получите текст, близкий к той статье, которую хотели.
Текст: что проверяем
А еще дополнительно соответствие требованиям по объему, ключам (если они есть).
Вы проверяете заголовок и подзаголовки. Плохо, если по подзаголовку совершенно не понятно, о чем дальше пойдет речь. Потому что подзаголовки, как и другие элементы структуры, нужны для того, чтобы читатель нашел для себя нужный смысловой блок, прочитал эти пять абзацев, спокойно закрыл страницу и пошел дальше по своим делам.
Какие факты мы подтверждаем ссылками? Когда вы читаете текст, возникает первый вопрос: «А пруфы где?». Если у вас возникает такой вопрос, это значит, что данный факт должен быть подтвержден. Например, некоторые авторы очень любят писать: «По статистике неких британских ученых 95 % людей делают то-то и то-то». И все, никакой ссылки, какие ученые – не понятно, и откуда это исследование – не ясно. Сразу вопрос: откуда вы это взяли, и какой вы после этого эксперт? То же самое касается ссылок на статьи уголовного, трудового кодексов, отдельных законов, всех нормативных документов.
Проверьте также стиль и терминологию. Если статья предназначена для людей, которые не разбираются глубоко в вашей теме, сложные термины лучше оттуда убрать. Естественно, об этом стоит сказать человеку на этапе ТЗ, но если какие-то термины все же просочились, лучше их на этапе редактуры выбросить.
Также нужно проверить ошибки и форматирование, чтобы статью удобно было читать и даже просматривать по диагонали.
Как вернуть на доработку
Если вы укажете, по какой причине и что конкретно нужно исправить, автор поймет, что это не вы к нему придираетесь. Так вы поможете избавиться в будущем от подобных ошибок. Править за автором раз за разом можно, но в таком случае он продолжит совершать те же ошибки.
На правки нужно давать достаточно времени и смотреть на это с позиции здравого смысла. Иногда текст необходимо серьезно переработать, и тогда это 1-2 дня. Или может быть, там правок буквально на 15 минут – несколько предложений переформулировать и все.
Отмечайте успехи автора, хвалите, особенно, если хотите с ним работать в дальнейшем.
Не делайте за него его работу. Во-первых, вам очень быстро могут сесть на шею, а во-вторых, так вы не научите человека ничему. А это плохо для вашей команды.
Управляем проектом
Теперь нужно все действия поставить на поток.
У нас есть база, редполитика, правила работы. Мы собрали команду авторов, сформировали контент-план и знаем, кому дать какую статью, кто что должен делать, кто сейчас над чем работает – все в контент-плане отмечено. Соответственно, у нас сейчас идет поток работы с контентом. Допустим, 10 авторов одновременно чем-то заняты. И вот теперь встает вопрос управления проектом.
То есть пока автор не напишет план, редактор план не проверит. Пока автор не напишет текст, редактор не сможет отредактировать этот текст. Пока человек не поставит дизайнеру задачу нарисовать инфографику, дизайнер ее не нарисует. Соответственно, каждый раз, когда автор медлит с составлением плана, эта критическая цепь удлиняется.
Таким образом, если автор задержал план на 2 дня, то сроки сдачи этого текста подвинулись на 2 дня, несмотря на то, что ошибку допустил только один человек. Потому что вполне возможно, редактор рассчитывал проверить текст позавчера, а сейчас он занят совсем другим делом и просто не успевает проверить, а сможет заняться этим только послезавтра. В итоге мы имеем отклонение уже на 4 дня.
Спрашивайте человека, сколько времени ему нужно. чтобы написать текст. Он прикидывает: «В принципе, за день я его закончу. Но мало ли что, может быть, у меня интернет отключат, а может, я захочу пойти погулять или еще что-нибудь. Скажу, три дня». Соответственно, вы получаете уже не один день (реальный срок), а три дня – в три раза больше.
Если вы после того, как человек вам сказал, что он сдаст текст через три дня, говорите, что нужно сдать за два дня, потому что не можете себе позволить ждать 3 дня, автор соглашается, потому что знает, что напишет за один. Он пишет за один день, но сдает на второй, в любом случае. И после этого вы к нему приходите и говорите, что нужно написать другой текст. Он отвечает, что ему нужно для этого 4 дня, потому что он знает, что вы урежете один.
Обычно это время в 2 дополнительных дня человек закладывает на форс-мажор. Чаще всего это время автор тратит на социальные сети, сериалы. В принципе, к утру последнего дня, наверное, можно взяться за работу, но и то не факт. Потому что этот студенческий синдром диктует человеку, что лучше бы вечером заняться этим, чтобы к полуночи сдать, чтобы в три дня хоть как-то уложиться. Этот студенческий синдром работает у очень многих людей.
Например, вы дали автору уже второй текст, но планировали, что с первым он окончательно разберется два дня назад. А он его только сейчас дописывает. Вы ему присылаете правки по первой статье, он должен вспомнить что там было, исправить все по вашим замечаниям. Переключаться с одной статьи на другую и вспоминать какие-то нюансы, а еще искать фактуру очень тяжело. Таким образом, времени тратится значительно больше, чем может быть по логике.
Мне доводилось работать с людьми, которые считали очень глупыми тех, кто сдает работу вовремя. И они даже довольно пренебрежительно об этих людях высказывались: «Если тебе дали неделю, ты обязан делать неделю, иначе человек подумает: раз ты слишком быстро закончил, следовательно, твоя работа столько не стоит». Однако проблема в том, что хорошие тексты, которые не надо переписывать, такие люди не сдавали. И к обусловленной неделе всегда добавлялось 2-3 дня на переделку.
Втайне в разговоре со своими приятелями или коллегами они будут валить на вас, а вам станут рассказывать, что контент-менеджер плохой и задачу криво поставил, и сеошник какие-то не те ключи собрал. И вообще у них будут виноваты все подряд. Это тоже проблема, потому что со временем становится все сложнее выяснять, кто в команде нормально работает, а кто постоянно косячит.
И самое жуткое – любой фрилансер, вне зависимости от того, вносили вы предоплату или нет, может развернуться и уйти с проекта без предупреждения, перестать отвечать на ваши сообщения. При том, что вы видите, как он постит какие-то цветочки в Инстаграме, он перестанет с вами общаться. Если же вы попытаетесь решить этот вопрос публичном поле, он скажет, что ничего такого не было, что с этим человеком не работал. И даже если есть какие-то переписки, то мы уже расторгли контракт, и это уже не интересно. Такое может произойти легко.
Вывод из этого: управляя проектом, закладывайте время на подстраховку в конец критической цепи, а не в каждое ее звено.
Не говорите дизайнеру, который может отрисовать картинку за 2 часа, что вы даете на эту работу 2 дня. Не говорите автору, который может написать пост в соцсети за день, что он может потратить на эту работу 3 дня. Потому что каждый раз вы будете таким образом растягивать срок.
Допустим, вам нужно, чтобы работа была сдана через неделю. Заложите для себя три дня в самый конец этой цепи, а остальное время распределите между всеми, кто работает непосредственно над этой задачей и проследите за тем, чтобы они выполняли все это вовремя.
Будьте готовы к тому, что, возможно, кто-то допустит грубые ошибки, что вам придется что-то исправлять самому. И если так произойдет, вы сможете использовать это форс-мажорное время. Вы не придете к тому моменту, когда автор через 3 дня вам скажет: «Извините, у меня не было вдохновения, и я ничего не написал. Да, вы со мной больше работать не будете, но тем не менее проект я вам запорол». Чтобы этого всего не было, будьте готовы закладывать дополнительное время именно в конец, самый конец, чтобы у вас с момента, когда есть готовый текст, до момента публикации оставалось время.
А когда вы от этого всего устанете, наймите ответственного и опытного редактора, который сможет управлять командой и сумеет написать текст, который вам понадобится на случай, если не справится автор. Потому что редактор, который умеет только указывать, но сам не в состоянии что-то поправить или написать, скорее всего, вам не подойдет.
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии