За последние 4 года e-commerce-платформа HUBBER несколько раз кардинально трансформировалась. Придя в результате к IT-решению, которое позволяет интернет-магазину быстро стать маркетплейсом, HUBBER показал в 2020-м году рост +50% к товарообороту и +40% к заказам. Среди клиентов – «Эпицентр», Kasta, Skidka, Юг-Контракт, RIA, IDS Боржоми и пр.
Что сейчас происходит с электронной коммерцией в Украине, как на процессы повлиял карантин, и какие планы ставит перед собой HUBBER на 2021-й год, рассказал новый СЕО платформы Максим Беляк.
Кадровые изменения в HUBBER
Максим, привет! Ровно 2 года назад брали у вас интервью, тогда СЕО был Артем Шевченко, сейчас – ты. Расскажи вкратце про эти кадровые изменения и про свой бэкграунд?
Привет. Я в HUBBER с мая 2018-го. Около года работал на позиции Chief Product Owner, потом ненадолго с компанией расстались. В сентябре меня пригласили в проект снова, но уже на должность управляющего директора.
Артем Шевченко с января 2020-го является СЕО маркетплейса «Эпицентр», но продолжает заниматься вместе с остальными учредителями (Андреем Павленко, Алексеем Лужковым) стратегическим развитием платформы.
Это Kosmo, CoralTravel, STV Group и другие проекты.
E-commerce во время пандемии
Хорошо, давай начнем с очевидного вопроса. Пандемия. Как, по твоему мнению, она повлияла на рынок электронной торговли?
Переход из классического ритейла в онлайн ускорился в разы. Это понятно, люди хотят минимизировать возможности заразиться, поэтому покупают онлайн.
E-commerce сейчас растет быстрее, чем мог бы расти без пандемии. Это факт. Если взять среднестатистический магазин (не топ-витрину), то он вырос в трафике от 30 до 50 % (в зависимости от своих процессов маркетинга), в доходности – до 150 %. Также увеличилась глубина среднего чека.
Мы сейчас готовим большой срез по всему 2020 году, но о чем уже могу сказать точно:
- В апреле у магазинов был рост доходности +98%, в ноябре +78% (по сравнению с предыдущим годом). Это колоссальные цифры.
- Карантин выходного дня давал +23-25% в сравнении с обычными выходными.
- В январе 2021-го, думаю, будет рост +80-90%.
Что важно – сейчас подтягиваются аудитории, которые раньше вообще не покупали онлайн. Более старшая ЦА.
Маркетплейсы vs интернет-магазины
Если в среде бизнеса выиграл e-commerce, то в самом e-commerce выиграли маркетплейсы? Что такое маркетплейсы в общем, и почему они выгоднее интернет-магазинов?
Однозначно маркетплейсы сейчас у руля. Давайте я простыми словами объясню, в чем различие, и как сейчас происходит трансформация.
- Есть классический интернет-магазин. Вы поехали в Кривой Рог, купили у производителя 200 позиций посуды, сложили эту посуду у себя на складе (или на балконе), оформили контент и разместили товар на витрине своего интернет-магазина. В такой классической модели вы отвечаете за все – от общения с производителем и контекстной рекламы до отправки и гарантии за товар.
- Далее идет интернет-магазин, который работает по модели дропшиппинга. Ваш знакомый купил посуду в Кривом Роге и передал вам эксельку с контентом. Вы эти товары разместили у себя на витрине, продали их, и с каждой продажи взяли свою маржу. За доставку отвечает ваш знакомый, который эту посуду купил.
- Маркетплейс – это экосистема продаж, в которой поставщики и производители самостоятельно размещают товары у вас на витрине, а вы лишь валидируете контент, отвечаете за маркетинг и передаете заявки этим поставщикам. Маркетплейс снимает с себя все операционные процессы – от ведения склада, логистики до обработки возвратов.
Но ведь маржинальность у интернет-магазина больше?
Как посмотреть. У классического магазина маржинальность колеблется (в зависимости, конечно, от категории товара) от 20 до 35 %. Если мы говорим о модели маркетплейса, то да, маржинальность ниже (от 15 до 20 %), но есть важный момент: в марже интернет-магазина много съедает именно операционное сопровождение заказов: логистика, склад, отгрузка, сборка, колл-центр. Это все по подсчетам аналитиков HUBBER съедает до 12 % маржи.
Маркетплейс — это более маржинальный бизнес, так как модель позволяет быстро иксовать ассортимент. Если раньше байеру магазина нужно было принимать решение, какой товар загружать на витрину, в какой товар проинвестировать деньги, то маркетплейс позволяет забрать на свою витрину сразу тысячи и сотни тысяч SKU. Единственная задача – нагнать трафик и выбрать, в какие товары этот трафик инвестировать. У вас нет ограничений по ассортименту, главное, чтобы сама витрина выдержала, и у вас были автоматизированы процессы.
Конечно, появляются издержки другого характера: нужно контролировать поставщиков, поддерживать качество обработки заказов и т. д. Маркетплейс – это совершенно другая бизнес-модель. Это важно понимать.
HUBBER: из интернет-магазина в маркетплейс
А где здесь HUBBER? Как вы помогаете магазину стать маркетплейсом?
HUBBER – это платформа, где с одной стороны – интернет-магазины, а с другой – поставщики. Если простыми словами:
- Поставщики загружают карточки товаров на платформу.
- Интернет-магазины забирают эти товары к себе, продают их и с каждой продажи получают свою комиссию. По сути, становятся маркетплейсами.
Можно разработать свою IT-систему маркетплейса c нуля (как сделали «Эпицентр», Kasta, Rozetka), а можно подключить к своей витрине HUBBER по абонплате и использовать всю базу SKU поставщиков Украины для работы.
Приходя в HUBBER, магазин выбирает товары, которые загрузит в свой магазин. Все унифицировано – прайсы, выгрузка, выплаты, которые HUBBER (в отличие от поставщиков, с которыми вы можете работать напрямую) гарантирует по нажатию кнопки.
Для магазина абонплата HUBBER – это несколько тысяч гривен в год (но есть и бесплатный тариф). При этом магазин получает не только доступ к сотням тысячам товаров, но и доступ к IT-решению, которое позволяет ему уже сегодня быть маркетплейсом. Заказы от поставщиков (будь это «Боржоми» или «Юг-Контракт») вы обрабатываете в одной системе, в едином интерфейсе. Это и есть наша главная разработка.
Рискуете вы только тем, с какой товарной категорией будете работать. Конечно же, нужно разбираться в том, что продаешь.
Какие отделы сейчас работают в HUBBER, чтобы обслуживать весь этот процесс? На чем делаете упор?
Основные команды:
- разработка;
- операционный блок (2 команды: одна работает с маркетплейсами, другая – с поставщиками);
- отдел контроля качества;
- отдел контента (помогаем приводить контент поставщиков в порядок);
- маркетинг;
- аналитический отдел;
- бухгалтерия;
- офис-менеджмент.
Сейчас упор на отдел разработки. Приведу пример задач и калькуляции: в среднем 1 магазин забирает с HUBBER 182 000 товаров. Каждые 2 часа происходит обновление всех товарных фидов (каждой позиции!), которые магазины загрузили на свои витрины. Это миллионы операций, которые постоянно происходят на серверах HUBBER. И это просто одна задача, которую платформа должна решать ежедневно. Для поддержки и развития нужен, в первую очередь, сильный отдел разработки. На этом сейчас основной упор.
Планы HUBBER на 2021 год
Ну и последний вопрос – чего удалось достичь в этом году и какие планы на 2021-й?
По цифрам HUBBER вырос вдвое. +50% в товарном обороте, +40% в заказах. Планы в целом направлены, опять же, на дальнейшую разработку продукта, так как мы масштабируемся. Но из основного могу выделить:
- Постоянный мониторинг цен поставщиков (чтобы маркетплейсы были уверены в том, что продают товар по адекватной рыночной цене).
- Более жесткая валидация участников платформы (теперь пускаем далеко не всех).
- Рост базы поставщиков до конца 2021-го до 1500 активных. Это, соответственно, повлечет за собой рост ассортимента в наличии. Сейчас следующая планка – 2 000 000 SKU.
- Акцент на больших мультикатегорийных магазинах.
- (300 000+ трафика) и нишевых (20 000+ трафика).
- Увеличение количества маркетплейсов до 1000+ активных.
Но это далеко не все, будет много внутренних изменений продукта. Позже обязательно расскажем. Точно могу сказать, что HUBBER в 2021-м еще раз перевернет игру, как мы сделали это в 2018-м.
Подписаться на HUBBER в Telegram
Максим, спасибо, что уделил время. Удачи тебе и проекту!
Спасибо вам )
#партнерская
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии