«Определитесь с тем, что вы хотите сказать, и скажите это как можно яснее и отчетливее. В этом и заключается единственный секрет прозы».
Мэтью Арнольд
«По большому счёту литература — всего-навсего столярное ремесло».
Габриэль Гарсиа Маркес
От редактора: Если вам нужно много и часто редактировать тексты — это статья для вас. Тот, кто много работает с текстом, знает все про мучительные зависания, поиски лучшего решения для верстки, муки — когда кусок статьи вроде бы великолепно написан, но не вписывается в общую концепцию и его надо выкинуть. Поиски триггеров и ритма. Эти советы помогут вам искать вдохновения, обращать внимание на важное и ... редактировать, редактировать, редактировать.
Когда я писал эту статью, мне пришла в голову интересная аналогия о публикации текста. Это запуск ракеты. Давайте представим, что мы с вами — это Илон Маск. Коллективный, можно сказать. И нужно запустить Falcon Heavy в открытый космос.
Тут не прокатит «Ой, потом доработаем». Пусть взлетает как-нибудь. Иначе даже не взлетит.
Текст важен так же, как запуск Falcon Heavy. Иначе тоже не взлетит.
Потому что каждое слово имеет значение. Важно полностью всё вычистить, продумать и создать из текста мощную ракету.
Почему редактирование важнее, чем сам текст?
Где-то я читал исследования, что сочинение и редактирование текста проводятся в разных режимах работы мозга. И многие писатели не способны быстро переключаться с одного на другое, так что было бы нелишним выяснить на ранних порах, насколько вы способны к редактированию собственных произведений.
→Причина первая — мышление во время написания. В любом тексте априори есть неувязки и ошибки.
Когда автор пишет, его мозг настроен на созидание и отдачу. Но в этот момент мы не замечаем все шероховатости, слабые места и нелогичные связки.
От того, сколько ошибок и неувязок вы нашли и устранили, зависит гладкость чтения в будущем.
→Причина вторая — более глубокая. Почти все авторы ленивы. Редактировать — это напряженный труд.
На мой взгляд, тот, кто лучше всех умеет редактировать, тот и добьется успеха. Размер не имеет значения — это может быть небольшой пост в соцсети, статья, повесть или даже полноценная книга.
Опыт разных авторов
Все писатели работали над тем, чтобы их текст звучал, как мелодия — ритмично и красиво. У каждого для этого были свои принципы. Я приведу мнения авторитетных людей.
Исаак Бабель — русский советский писатель, переводчик, сценарист и драматург, журналист, военный корреспондент. Его «Одесские рассказы» должны прочитать все.
Говорит так:
«Раньше я как бы декламировал фразу за фразой, проверял все на слух, потом садился, писал без помарки и сразу же сдавал в редакцию. Все прежние мои рассказы, которые вы читали, написаны без помарок, можно оказать, по памяти. Потом я изменил метод. Вот пришла мне мысль, и я ее записываю. Затем надолго откладываю. Проходит два-три месяца, опять к ней возвращаюсь, и так это иногда несколько лет продолжается. У меня особая какая-то любовь к переделкам. Есть такие люди, которые напишут вещь и больше не могут ее видеть. У меня иначе: написать мне трудно, а переделывать нравится».
Эрнест Хемингуэй — американский писатель, журналист, лауреат Нобелевской премии по литературе 1954 года.
«Записывая, я часто произношу вслух отрывки диалога: ухо — хороший цензор. Я никогда не доверяю фразу бумаге, пока не сочту, что построил ее так, что она будет понятна любому».
Гюстав Флобер — французский прозаик-реалист, считающийся одним из крупнейших европейских писателей XIX века. Много работал над стилем своих произведений, выдвинув теорию «точного слова». Наиболее известен как автор романа «Мадам Бовари». Флобер — фанатичный редактор собственных сочинений, утверждал, что автор должен прочитать полторы тысячи книг, прежде чем написать одну свою. «Проза, как волосы, — говорил он, — улучшается от причесывания».
Эдит Уортон, американская писательница и дизайнер, лауреат Пулитцеровской премии, с энтузиазмом признавалась другу:
«Я поглощена массовым истреблением прилагательных».
«Я занимаюсь правкой каждую минуту каждого дня», — писала Вирджиния Вулф, британская писательница и литературный критик.
Арундати Рой, обладательница Букеровской премии, назвала этот процесс «работой наждаком», а Грэм Грин — «подпиливанием ногтей». «Я люблю писать после завтрака, — объяснял Грин, — а править после сытного обеда, на волне алкогольного куража».
В одном из своих эссе Джонатан Франзен, американский писатель-романист, привёл список того, на чём стоит сосредоточить внимание во время правки:
«Сентиментальность, слабый сюжет, чрезмерное уподобление прозаического текста поэзии, солипсизм, потворство собственным желаниям, женоненавистничество и другие проявления узости взглядов, бесцельные игры с читателем, нескрываемый дидактизм, упрощённая этика, неоправданная сложность, перенасыщение текста информацией...»
Это полезный список (он составлен в форме манифеста, декларирующего все те требования, которым собственные сочинения Франзена не соответствуют), и его можно дополнить такими пунктами, как переизбыток персонажей, неверный тон или темп (слишком медленный или слишком быстрый) и путаная экспозиция.
Итак, мы посмотрели немного на мэтров слога и стиля.
Теперь перейдём к найденным мной принципам, которые помогают отредактировать текст.
2 основных шага при редактировании текста
Я никогда раньше не думал в таком ключе, а теперь мне стало легче редактировать тексты.
Сначала стоит проверить текст на логику и стилистику.
1. Логика.
Вычитайте на предмет логических нестыковок. Очень часто, когда мы продумываем структуру текста вначале — мы видим всё по-одному. А когда пишем, получается совсем по-другому, мысли перескакивают одна на другую.
И потому не смотрите на орфографию и пунктуацию. Вычитайте только на логические огрехи, ошибки.
2. Стилистика
Теперь можно обратить внимание на стилистику, грамматику, орфографию и пунктуацию. Короче, чистите всё, что можно, приводите в толковый вид.
Всего 2 этапа. Но их суть в том, что свой текст за один раз вы вычитываете только в одной плоскости. А не пытаетесь одновременно удержать в голове всё.
Попробуйте. Вы увидите как текст заиграет своими сильными сторонами.
Отдельные приемы. Обещанные 16+
Кому-то они покажутся обязательными, кому-то второстепенными и неважными.
Я собрал самые сочные приёмы. Стоит выписать основные. И работать над тем, чтобы улучшать текст именно в них.
1. Читать глазами врага.
Представьте перед собой человека, который явно не любит вас. Отлично, прочитайте его глазами.
2. Долой метафоры.
Метафоры создавать очень непросто. Чаще всего начинающие авторы создают клише. А потому лучше удаляйте их нещадно, не откладывая.
Белый, как..
Сладкий, как…
Вот первое, что приходит в голову — это штамп. Скорее всего это «снег» и «мед».
Тут есть полезный совет: придумайте минимум 10 разных метафор. На десятой у вас появится свежий взгляд.
3. Клише.
Описывая снежный день, трудно придумать что-то лучшее, чем «воздух полон перьев» Геродота, но писатели обожают изобретать новые сравнения. В родстве с этой проблемой состоит проблема избитых выражений. Набоков считал клише залогом плохого искусства (не только литературы).
4. Повторы сдвоенные: может, помочь.
5. Оксюмороны: подняться наверх, спуститься вниз.
6. Дать прочесть бета-ридерам. Не близким родственникам и не друзьям. Первым читателем должен быть редактор, а за неимением такого — профессиональный читатель. Не мама. Мама всегда рада любому вашему шагу (привет, мам!). Если читатель плачет навзрыд и орет «Это про меня!», «Я узнал себя!», «Я плачу над твоим текстом!» — ну, мягко говоря, это не лучший читатель. Просто потому, что он проецирует текст только на себя, а читатель, здоровый человек, так делать не должен.
7. Когда закончите писать — отложите написанное. Вернетесь тексту позже, со свежей головой.
8. Читайте вслух.
Прочитайте то, что вы написали, вслух или попросите прочесть это вслух кого-нибудь другого.
Меняйте скорость чтения. Это помогает сосредоточиться на разных сторонах текста. Например, читая в быстром темпе, мы больше обращаем внимание на смысл и ритмику. Средний темп помогает нам лучше увидеть стилистические огрехи, а медленный — ошибки и опечатки.
9. Править лучше отдельные фрагменты, сцены, диалоги — опять же затем, чтобы взгляд не замыливался, и чтобы редактура давалась легче эмоционально.
10. Умствования и проповеди, и вообще те куски текста, которые не касаются сути. Откажитесь от всего, что размывает сюжет. Например, от пространных размышлений. Или отступлений, которые вполне можно опустить и забыть.
11. Также откажитесь от всего, что перегружает, мешает, отталкивает.
12. Уберите преувеличения (будьте «честны» в своей книге). «Злейший враг ясного стиля — неискренность. Когда между твоими истинными и заявленными целями лежит пропасть, то интуитивно обращаешься к длинным словам и утомительным идиомам, напоминая ската, выпускающего чернила, чтобы защитить себя», — Джордж Оруэлл.
13. Не пытайтесь написать окончательную версию завязки вашего романа, еще не зная, чем он закончится. (И не тратьте время на работу над завязкой, пока не проделаете всю остальную работу). «Будьте прямы, просты, кратки, мужественны и ясны», — Г. У. Фоулер.
14. Не используйте больше слов, чем нужно, и воздержитесь от цветистых или «декоративных» слов. «Я никогда не напишу „мегаполис“ за семь центов, когда я могу написать „город“ и получить ту же самую сумму», — Марк Твен.
15. Убедитесь в том, что количество наречий и прилагательных в вашей книге не превышает количества глаголов и существительных. «Дорога в ад вымощена наречиями», — Стивен Кинг.
16. Отдыхайте от текста. Делайте после каждого подхода к статье хотя бы небольшой перерыв. Совсем идеально — прочитать все на следующий день. Но если это невозможно, то отвлекитесь от текста хотя бы на 15 минут. В противном случае глаза «замылятся», и вы перестанете замечать даже очевидные ошибки.
Отдохните и перечитайте снова.
В конце концов — вычитайте до конца всё. Несколько раз.
У хорошего текста — ясный ритм, и он звучит, как музыка. Иногда это шальной рок-н-ролл, иногда медленная колыбельная, но и в том, и в другом случае у такой мелодии есть своя цель.
То же самое и с текстом. Пусть он звучит и ложится на слух.
Если глаз и ухо больше ни за что не цепляются — значит, текст готов.
P.S. Ну и последний лайфхак. Если текст согнал с вас 7 потов, так что вы его ненавидите и не хотите на пушечный выстрел подходить к открытому текстовому редактору... Если вы наизусть знаете начало вашего текста и знаете все сильные стороны, но думаете про слабые и как их улучшить... Значит, вы приблизились к окончанию редактуры текста.
P.P.S. Толстой как-то сказал про «Анну Каренину»: «Невыносимо противно», «Боже мой, если бы кто-нибудь за меня кончил «Анну Каренину» или «Моя Анна надоела мне, как горькая редька».
Только у первой части романа было десять редакций, всего же объём работы над рукописью составил 2560 листов.
Мучение с редактурой настигало всех. Так что не отчаивайтесь и продолжайте работать.
Хотите стать королем интернета? Курс «Контент-маркетинг» – именно для вас. Вы научитесь создавать интересный и вовлекающий контент. Научитесь работать с заголовками, сделаете материалы сайта виральными. Вы сможете анализировать действенность контент-маркетинга. Помните, контент – король интернета.
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии