От редакции

Автор этой статьи Захар Ермишкин, руководитель отдела маркетинга SetMeFirst, жаловался, что сейчас очень трудно найти людей, которые хорошо пишут и хотят развиваться в маркетинге. В академии WebPromoExperts уже есть первый выпуск контент-маркетологов.

Поэтому статья для них - людей, преданных маркетингу и слову, а также для smm-маркетологов, email-маркетологов, будущих студентов академии и всех, кому в жизни и работе нужны тексты.

Как начать писать?

Когда мне было лет 14-15, я забрел на ЖЖ Плагиатора, прочел его тексты «Возрасты женщины» и «Возрасты мужчины» и резко захотел стать таким же едким автором, как и он сам.

И я начал писать.

Тогда не было не то что Ильяхова с его «Главредом» – вообще ничего не было. У меня было много друзей, которые также пробовали себя в копирайтинге, но с течением времени они отсеклись: кто-то ушел на другую работу, кто-то стал работать по специальности, а кто-то и вовсе родил. Среди всех тех, кого я знал и кто мнил себя непризнанным литературным гением, я остался единственным, кто продолжает зарабатывать себе на нутеллу писательством.

один остался писать

с дистанции сошли все

Затем появились блоги о копирайтинге, какие-то видео-уроки, сервисы и прочие прибамбасы, которые действительно делали обучение легче. Появилась на полках специализированная литература. Да и на текст появился ощутимый спрос. Я не мог не расти профессионально, потому что делая что-то ежедневно просто невозможно не совершенствоваться в этом.

Я не стал таким же, как Плагиатор. Но отрыв от моих коллег, которые только пробуют себя на этой ниве, уже вижу. Возможно, некоторые советы человека, который почти десять лет пишет, могут помочь тем, кто недавно стучит по клавиатуре за деньги, хочет продвигать и продвигаться за счет хороших, правильных, грамотных и драйвовых текстов.

Глагол

Это уже миллион раз расписали и разжевали. Но, тем не менее, причастия и деепричастия продолжают паразитировать в письменной речи.

То, что глагол намного сильнее и мощнее других частей речи, я понял слишком поздно: я писал любовное признание какой-то мадам, и написал такую пошлятину: «…я в вас влюблен…».

глагол - сильная часть речи

сильная часть речи

Потом я понял, что одной из многочисленных причин отказа было причастие. Использование «Я вас люблю», может, и не гарантировало бы мне успеха на любовном поприще, но очков бы добавило точно.

Вторая фраза прочная, короткая, она выглядит смело и не оставляет сомнений. Автор, который использует причастия, выглядит как мямля. В более сложных случаях читатель вынужден еще соображать, кто и какие именно действия совершил. Сами глаголы очень богаты фонетически: ерзать, зудеть, чавкать, хихикать, гоготать, - зачем лишать себя такого инструмента?

активная часть речи

побежали ерзать, хихикать, чавкать, зудеть и гоготать

От деепричастий и причастий речь вычурная и кучерявая. Это уместно только в очень редких случаях. От деепричастия до графомании – один шаг.

Глагол может заменить даже существительное. «Она ответила мне отказом» звучит не так жестко и хлестко, как «Она отказала мне». «Она ответила мне отказом» говорит мямля. Не мямля говорит: «Найду новую».


Курс "Контент-маркетинг" включает разделы по продающим и полезным текстам. Структуру, основные правила и требования к текстам с вами обговорят известные и опытные копирайтеры - преподаватели курса. А для понимания как сильно текст может воздействовать на человека советуем прочитать статью "Как нейрокопирайтинг поможет сделать рассылку эффективной?"


Наречия

Наречия тоже зачастую можно убрать. Если люди бегут – то они всегда это делают быстро, если кричат – то громко; если кто-то стиснул зубы, то наверняка крепко, а если крадется – то тихо. Такое неопрятное использование наречий в письме неопытного автора ослабляют и без того еле живые глаголы.

наречия ослабляют глаголы

нельзя ослаблять еле живые глаголы!

Некоторые наречия не имеют смысла. Например, наречие «решительно». «Мы решительно запланировали изменить мир к лучшему». А можно было это сделать нерешительно? Наречия «вероятно», «возможно» также опасны: необходимо либо описать эту «вероятность», либо избавиться от наречия.

Если вы не уверены, лучше не писать. Читателю не нужны ваши предположения. Ему нужны факты.

Прилагательные

С прилагательными такая же история. Зачастую в существительном уже есть прилагательное. Если камень – то он уже твердый, утес всегда обрывистый, а кактус – колючий. Многие авторы используют лишние прилагательные для обозначения уже известного цвета, пишут, что кофе был черным, а лужа – зеркальная. Не нужно помогать существительному, если оно справляется в одиночку.

Речь редко становится краше от обилия прилагательных. «Игривые котята», «величественные дубы», и «густые леса» – это все очень вымучено и устало, как ваш отец после работы. Прилагательное нужно оставлять только тогда, когда оно необходимо. «Посмотрев на серое небо, он решил взять зонт» – в этом случае прилагательное объясняет поступок главного героя, и удалять его не нужно.

6beb41a4ff4c

придумаем прилагательное к существительному "коробка"

Усилители

Если в заварной чайник постоянно добавлять воду, то вскоре там будет ослиная моча. Аналогичный эффект имеют «усилители»: слова, которые немного конкретизируют действия, глаголы или явления. В 4 случаях из 5 без них также можно обойтись: «довольно», «весьма», «очень», «слишком», «максимально», «крайне».

Господин Ильяхов создал хороший список усилителей. Рьяно рекомендую даже Чакам Паланикам. Не нудите. Пожалуйста. Особенно надоело это в коммерческих текстах.

энергичные

не нудить! энергичные и веселые

.

Уильям Зинсер говорил, что единственный недостаток точки в том, что многие добираются до нее слишком медленно. Короткие фразы лучше длинных, и не надо ссылаться на Льва Николаевича Толстого. Если ваше предложение невозможно прочитать на одном дыхании – вы где-то потеряли точку.

На словах мы все – Львы Толстые.

!

От восклицательного знака пахнет истерикой или инфантилизмом: «Да что ты себе позволяешь!», «Папа сказал, что купит мне платье!». Если вы хотите подчеркнуть восклицательным знаком свою шутку, то лучше шутку убрать: хорошая шутка и без того смешная, а плохую пунктуацией уже не исправить.

Если вам не покупают платье – то восклицательный знак ставить не нужно.

ваше восклицание умейте передать словами

ваше восклицание умейте передать словами

;

Точка с запятой – очень интересный знак пунктуации, напоминающий фрак. Изысканный, красивый фрак. В нем есть какая-то чопорность, не находите?

Согласно правилам русского языка, применять точку с запятой можно только в сложном предложении. Простыми словами говоря, оно уместно тогда, когда надо поставить точку, но очень не хочется этого делать.

Смело применяйте точку с запятой при перечислениях чего либо нибудь в списках. Это будет уместно и хорошо.

в списках очень  хорошо

в списках - очень хорошо, браво

Но

На некоторых факультетах журналистики и филологии до сих пор ходит миф, что начинать предложения с союза «но» – это моветон. Почему – непонятно.

Предложение, которое началось с «но», уже имеет очень мощное начало, которое предупреждает, что сейчас-то все иначе. Сейчас-то все по-иному. Что не все так просто.

Если вам нужно показать несколько сторон одной и той же медали, у вас есть выбор: либо ставить «но» в середине предложения, усложняя речь, либо ставить его в начале второго предложения, придавая ему мощность, энергию и, конечно же, силу земли. «Но» в начале предложения легко можно заменить на «однако» (притом в этом случае его не выделяют запятыми).

Парад существительных

Еще кое-что, что сильно режет слух, – это парад существительных. Выглядит это примерно так:

«Из-за отсутствия возможности страхования транспортного средства он испытывал глубокую печаль». «Отсутствие возможности страхования» легко заменить на «не мог застраховать», а пошлую «глубокую печаль» на «грустил». Он не мог застраховать машину и поэтому грустил. Кучерявая и сложная фраза превратилась в простое и понятное — чистое — предложение.

чистая эмоция

простая и понятная чистая эмоция

И кое-что при выключенном микрофоне.

Самым большим откровением для меня стали не нюансы использования точки с запятой или наречий, а то, что в писательском мастерстве нет идеалов. Тут нельзя ни на кого равняться, нельзя никого ставить в пример. Люди не пишут лучше или хуже друг друга, они пишут просто по-разному.

Некоторые ваши обороты никогда не понравятся одним, но вызовут бурю восторга у других.

Все советы, которые описаны выше, сокращу до одного предложения: больше читайте и больше пишите.